Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЛАДИМИРОВ ИВАН МЕНЬШИЙ (уп. 1656–1677)

-

По мнению Т.Е.Казакевич, это сын ярославского иконописца-священника Владимира Титова и брат иконописцев Андрея, Бориса, Иосифа и Ивана Большего Владимировых. Согласно переписной книге Ярославля 1646 года, Иван жил в Сретенской сотне и был серебреником. Позднее переехал в Москву. (Казакевич 2006. С. 103-104).

В 1656 г. ручался за иконописца Софрона Карпова (см.).

Кормовой иконописец из Напрудной слободы; в 1664 г. чинил и вновь писал “стенное и травное письмо” во дворце в передней палате, “в комнате” и на золотом крыльце (Стлб. № 288 172 г.); был у письма деисуса (для иконостаса) в церковь муч. Екатерины, во дворце (Стлб. № 351 172 г. В росписи отнесен к меньшей статье) (Успенский 1910).

В сентябре 1665 г. вместе с Степаном Рязанцем, Симоном Ушаковым, Федором Козловым, Иваном Левонтьевым и Андреем Гомулиным просит царя о пожаловании, перечисляя работы: стенное письмо в передней и сенях у царя; в церковь Екатерины мученицы, что на сенях, писали деисус, праздники, пророков и праотцов. По случаю рождения у царя сына Симеона получили от царя сукно (Забелин 1850:56, 57).

В октябре 1665 г. вместе с Симоном Ушаковым и другими иконописцами в Оружейной палате писал “на семи цках образных из треоди цветныя недельные дни, что в которую неделю и как бывает празднество” (Стлб. № 1438 174 г. по Оп. 32).

В том же году был в Золотой палате у письма “государева знамени и у стола”.

В декабре того же года был у письма потешных книг (Стлб. № 270 174 г.).

 (Успенский 1910)

 30 декабря 1665 г. вместе с другими иконописцами получил жалованье за написание «потешной книги в четверть листа» для царевича Федора Алексеевича. См. Тимофеев Федор.

В 1666 г. Ивана Владимирова не могли отыскать к стенному письму в Архангельском соборе.

В марте следующего года Иван Владимиров расписывал колымагу (Стлб. № 300 175 г.), а в сентябре знаменил и красками, “разцвечивал” книгу — лицевое житие св. Василия Нового (Стлб. № 775 176 г.) (Успенский 1910).

В ноябре 1667 г. был одним из поручителей за иконописца Андрея Ильина (Забелин 1850:87).

В том же году Иван Владимиров вместе с другими иконописцами “писал” “Благоверной государыне царице”, вероятно, в хоромы (Стлб. 176 г. № 760) (Успенский 1913–1916. Т. 1:84).

 В 1668 г. под руководством жалованного  иконописца Федора Матвеева Нянина вместе с братом Борисом написал и иллюминировал две лицевые книги с житиями Алексея человека божия, Марии Египетской и царевича Иоасафа. (см. Нянин Федор Матвеев).

В августе 1669 г. Иван Владимиров был у “стенного иконнаго письма в Николаевском монастыре” (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1910).

Летом 1669 г. Иван Владимиров вместе с Иваном Филатовым и другими иконописцами писал два знамени в Стрелецкий приказ — “на одном знамени — Спасов образ Нерукотвореннаго, на другом знамени — Михаил Архангела” (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 1:86).

С сентября 1672 г. до 1 августа 1677 г. иконописец третьей статьи Иван Владимиров писал “у государева духовника у Андрея Савиновича Евангелие в лицах напрестольное” (не продолжал ли он труд, начатый Иваном Владимировым Большим в 1671 г., который мог опять запьянствовать?) (Стлб. № 2 181 г.; стлб. № 54 183 г.) (Успенский 1910).

В феврале 1674 г. вместе с другими иконописцами писал в Москве, в Иконном терему иконы (11 деисусных и 12 праздников) в Богоявленский собор Ниловой пустыни (см. Павлов Семен) (Забелин 1894:117).

В 1676–1677 гг. Иван Владимиров Меньший был у стенного письма в церкви Нерукотворенного Спаса, во дворце (Оп. 34. № 958. Л. 220. В росписи отнесен ко второй статье); в том же храме писал вместе с другими иконописцами “образ местный Предста Царица, образ Спасов, образ Пресвятыя Богородицы, образ Иоанна Предтечи, два образа деисусов и разных святых на медных досках к той же церкви в пещеры” (Оп. 34. № 958. Л. 281об) (Успенский 1910).

В ноябре 1676 г. в составе группы иконописцев писал в дворцовую церковь Спаса Нерукотворного образ Спас Великий Архиерей. См. Павлов Семен. (Ред.)

В феврале 1677 г. Иван Владимиров Меньший был в иконном тереме у письма 11 (в длину 1 арш.) икон деисуса в Богоявленский собор Ниловой пустыни (Оп. 34. № 958. Л. 318).

Весной и осенью того же года был у стенного письма в церкви Нерукотворенного Спаса, во дворце (Там же. Л. 4304 ср. стлб. 185 г. № 2).

Жил около этого времени Иван Владимиров “Меньшой с братом Борисом… на Покровке у Козьмодемьянскаго пономаря” (Оп. 23. № 900) (Успенский 1910).

Сохранившиеся произведения:

 1.  Федор Козлов, Иван Владимиров, Федор Тимофеев, Никифор Хомутов, Иван Владимиров, Борис Владимиров. Похвала Богоматери. 1673/1674 г. ММО. Инв. И5.143х69 см. Происходит из церкви Троицы с. Троицкое (Ивановокское) Комельской волости Вологодского уезда. В начале 1900х гг. находилась в местном ряду иконостаса Введенской единоверческой церкви в Москве. Пост. в 1935 г. из АМИ. Реставрация: ГЦХРМ (1948, 1953–1962), ВПНРК (1973–1976).

На нижнем поле надпись черной краской: “Сии святый образ пречистыя Богородицы похвалы написан по обещанию стольника Федоса [Федора] Савича Нарбекова в вотчине его Вологотцком уезде в Комельской волости в селе Троицком Ивановокское [ивановское] тож в церкви святой троицы в вечное поминовение по сродницех его по бояриях [боярнех] его… по Борисе Ивановиче Морозове и по супруге его по боярыне Анне Ильичне в вечное поминовение душ их упокои души их с праведными в вечных [б]лгих селех и грехов отпущение даруй им. А писали сий образ Оружейнаи полаты иконописцы в лета 7182го года [Федор] Козлов. Иван Володимеров. Федор Тимофеев. Никифор Хомутов. Иван Володимиров. Борис Володимиров” (Силаева 1992. Разночтения даны по А. И. Успенскому). Подробное описание иконы, снимок и текст надписи см. также: Успенский 1910:290-292; Успенский 1902).

[О датировке иконы см. Козлов Федор Федоров].

Идентифицировать названного вторым Ивана Владимирова с Иваном Владимировым Меньшим можно на том основании, что он назван вместе с братом Борисом.

2.  Владимиров Иван и Владимиров Борис. Две лицевые книги житий святых Алексея человека божия, Марии Египетской и царевича Иоасафа. 1668 г. (см. Нянин Федор Матвеев). БАН, Библиотека Петра I, А № 26; ГИМ, Музейск. 3436.). (Успенский, Воробьев 1906; Успенский, Писарев 1908; Забелин 1915; Лебедева 1985, 2003; Грибов 1989).

Библиография:

Забелин 1850:56, 57, 71, 87; Забелин 1894. Вып. 2:117; Успенский 1902:86; Успенский В., Воробьев Н. Лицевое житие св. Марии Египетской. СПб., 1906; Успенский В., Писарев С. Лицевое житие преподобного Иоасафа царевича Индийского. СПб., 1908; Успенский 1910:52, 290–292; Успенский 1913–1916. Т. 1:84, 86; Забелин 1915. С. 604, 609; Художники народов СССР. Т. 2. 1972:299; Брюсова 1984:139; Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерусской переводной литературы XI–XII вв. / Подг. текста, иссл. и коммент. И. Н. Лебедевой. Л., 1985. С. 129, 195; Грибов Ю. А. Новые атрибуции лицевых рукописей XVII в. // Русская книжность XV–XIX вв. М., 1989 (Труды ГИМ. Вып. 71). С. 80–89, 116–117. Силаева 1992. Кат. 3;Лебедева И. Н. Библиотека Петра I: Описание рукописных книг. СПб., 2003. С. 47-49. Рис. 10

 


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.

   
Изготовление факсимиле ссылка.