Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЛАДИМИРОВ ИВАН БОЛЬШИЙ (ВОЛОДИМЕРОВ) (уп. 1654–1677)

-

По мнению Т.Е.Казакевич, это сын ярославского иконописца-священника Владимира Титова и брат иконописцев Андрея, Бориса, Иосифа и Ивана Меньшого Владимировых. Согласно переписной книге Ярославля 1646 года, «Ивашка Волдимиров сын поповнин» жил в Никольской сотне, вместе с двумя малолетними сыновьями и племянником. Позднее переселился в Москву. (Казакевич 2006. С. 103-104).

В июне 1654 г. в составе группы иконописцев был вызван к царю Алексею Михайловичу, находящемуся в походе в Вязьме. См. Козлов Федор Федоров.

Кормовой иконописец. В 1656 г. ручался за иконописца Софрона Карпова (см.).

В 1656 г., вследствие царского указа, был выслан из Москвы к государю “на стан” (Стлб. № 166 164 г.); в следующем году был у государева “стенного комнатного письма”. (Стлб. 166 г. № 20 и 30); в 1658 г. чинил знамена (Стлб. № 219 167 г.); в 1659 г. чинил иконы и писал шахматные доски; в 1660 г. снова во дворце у “стенного комнатнаго письма” (в росписи значится в третьей статье) [работа проходила в сентябре-декабре 1659 г. см. РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6520 – Ш.С.] у стенного же письма в Архангельском соборе (Стлб. № 217 и 585 168 г.; № 349 168 г.); писал царские двери в церковь преп.-муч. Евдокии (во дворце) [Стлб. № 405 168 г.]; писал с Лопуцким знамена по камкам и тафтам (в росписи поставлен во второй статье) [Стлб. № 482 168 г. № 593 168 г.; № 116 169 г. — в 3 статье]; расписывал подсвечники (№ 129 170 г.); вместе с другими иконописцами писал в Покровский — Василия Блаженного — собор местный Спасов образ и северную дверь и чинил пять местных же икон и царские двери (Стлб. № 1313 169 г. по оп. 32) (Успенский 1910).

В 1661 г. (до мая) Иван Владимиров вместе с Гурием Никитиным (Кинешемцевым), Иваном Филатьевым, Федором Тимофеевым, Семеном Павловым и Сергеем Рожковым писал две иконы для царевны Ирины Михайловны (очевидно, для ее домового храма) — местные образы Спаса Нерукотворного с двенадцатью клеймами и Покров (высотой в 2 арш.) (Успенский 1913–1916. Т. 3:241). После 1 мая им же было велено писать киот — во главе Страсти, на створах — триодные праздники, Евангелие и Воскресение (Там же).

В 1662 г. в своей челобитной царю между прочим пишет: “Служил я… блаженныя памяти… царю… Михаилу Федоровичу… и ныне служу с жалованными мастерами всякия твои государевы иконныя дела и за тобою… был в походах под Смоленском и под Вильною и под Ригою — всякую нужу и бедность терпел и одолжал великими долги и по се время оплатить не могу… Помираю голодною смертию”. Получал в это время Иван Владимиров по три алтына без деньги в день. 3 июня 1662 г. окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово “приказал Ивану Владимирову быть в Серебряной палате в знаменщиках на знаменщика ж на Иванове месте Володимерова” (Оп. 32. № 1342 170 г.).

 [ Вероятно, Иван Владимиров Меньший, который в Ярославле был серебреником. — Ред.]

В 1662 г. Иван Владимиров вместе с Федором Козловым и Иваном Филатовым писал “вверх царевне… Ирине Михайловне образ местный Спаса Нерукотвореннаго образа да чудес Спасовых на киотах 12 мест, да образ местный Покрова Богородицы дву аршин”, а также “киот местный, на киоте в главе… страсти Христовы, а на притворах… триодные праздники да Евангелие воскресное” (Стлб. № 205 170 г.).

В том же году вместе с Федором Козловым писал образ Феодора Стратилата “в новую церковь на Троицкое подворье” (Стлб. 170 г. № 444); чинил иконы в Благовещенском соборе (Стлб. № 436 170 г.).

В 1663 г. был у стенного письма в Успенском соборе (“писали… около дверей по дугам травы”) (Стлб. 171 г. № 541).

В сентябре 1663 г. “красил станки к пищалям и карабинам” (Стлб. № 13 172 г.).

В том же году писал травы в церкви преп.-муч. Евдокии, во дворце (Стлб. № 34/2 172 г.).

В следующем году для той же церкви писал иконостас (Стлб. № 328 172 г.).

В 1665 г. был в золотой палате у письма “государева знамени и у стола”.

В одном документе от 3 августа 1668 г. между прочим читаем: “В приказе серебрянаго дела был в знаменщиках у всяких великаго государя золотых и серебряных дел у иконнаго воображения иконник Иван Володимеров, и за пьянством своим он Иван из приказу серебряных дел отбыл” (Стлб. № 366 177 г.) (Успенский 1910). На его место 20 августа 1669 г. был определен Товарыщев Федор Анкидинов, с годовым окладом 13 руб. и 30 четв. ржи и овса (Стлб. 177 г. № 366) (Успенский 1910:275).

Осенью и зимой 1671 г. Иван Владимиров Больший писал миниатюры в рукописном напрестольном Евангелии для царского духовника Андрея Савиновича. В это время Иван Владимиров получал лишь поденный корм как кормовой иконописец первой статьи по 3 алт. по 2 деньги в день (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1910). Окончил работу над Евангелием он не раньше 1674 г. (Стлб. 181 г. № 2; Оп. 32. № 1673, стлб. 183 г. № 54. Л. 1). В 1671 г. вместе с Василием Колмогором чинил “из собору архангела Михаила две местныя иконы — Благовещения Пресвятыя Богородицы и другой образ Иоанна Предтечи” (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 1:178). [Это сообщение может относиться как к Ивану Владимирову Большему, так и к Ивану Владимирову Меньшему. — Ред.]

В 1673 г. Ив. Владимиров служит в Оружейной палате кормовым иконописцем первой статьи (Стлб. № 688 181 г.) (Успенский 1910).

В феврале 1674 г. вместе с другими иконописцами писал в Москве, в Иконном терему иконы (11 деисусных мерою полтора аршина и 12 праздников мерою аршин) в Богоявленский собор Ниловой пустыни (см. Павлов Семен) (Забелин 1894:117).

В 1676–1677 гг. был у стенного письма в церкви Нерукотвореннаго Спасова образа, во дворце (Оп. 34. № 968. Л. 202); в тот же храм вместе с другими иконописцами “писал образ местный Предста Царица, образ Спасов, образ Пресвятыя Богородицы, образ Иоанна Предтечи, два образа деисусов и разных святых на медных цках к той же церкви в пещеры” (Оп. 34. № 958. Л. 281об); с Симоном Ушаковым и др. писал в церковь с. Алексеевского местные иконы и деисусы (Там же. Л. 295) (Успенский 1910).

В ноябре 1676 г. в составе группы иконописцев писал в дворцовую церковь Спаса Нерукотворного образ Спас Великий Архиерей. См. Павлов Семен.

В феврале 1677 г. Иван Владимиров был в набережном иконном тереме у письма 11-ти икон деисуса (каждая икона в длину 1 арш.) в Богоявленский собор Ниловой пустыни (Оп. 34. № 958. Л. 318); в марте и апреле был в церкви Нерукотворенного Спасова образа, что у великого государя в Верху — у письма “пророков и иных всяких приказных дел” (Стлб. № 425 185 г.); в августе и сентябре в том же храме пишет “стенное письмо” (Стлб. № 2 185 г.) (Успенский 1910).

В марте 1677 г. писал туда же с Семеном и Филиппом Павловыми восемь образов пророков, на двух круглых цках образ Спаса Нерукотворного да образ Знамения Богородицы, на двух цках больших ангелы к жертвеннику (Забелин 1894:128).

Сохранившиеся произведения:

 1.  Федор Козлов, Иван Владимиров, Федор Тимофеев, Никифор Хомутов, Иван Владимиров, Борис Владимиров. Похвала Богоматери. 1673/1674 г. ММО. Инв. И-5. 143х69 см. Происходит из церкви Троицы с. Троицкое (Ивановокское) Комельской волости Вологодского уезда. В начале 1900-х гг. находилась в местном ряду иконостаса Введенской единоверческой церкви в Москве. Пост. в 1935 г. из АМИ. Реставрация: ГЦХРМ (1948, 1953–1962), ВПНРК (1973–1976).

На нижнем поле надпись черной краской: “Сии святый образ пречистыя Богородицы похвалы написан по обещанию стольника Федоса [Федора] Савича Нарбекова в вотчине его Вологотцком уезде в Комельской волости в селе Троицком Ивановокское [ивановское] тож в церкви святой троицы в вечное поминовение по сродницех его по бояриях [боярнех] его… по Борисе Ивановиче Морозове и по супруге его по боярыне Анне Ильичне в вечное поминовение душ их упокои души их с праведными в вечных [б]лгих селех и грехов отпущение даруй им. А писали сий образ Оружейнаи полаты иконописцы в лета 7152-го года [Федор] Козлов. Иван Володимеров. Федор Тимофеев. Никифор Хомутов. Иван Володимиров. Борис Володимиров” (Силаева 1992. Разночтения даны по А. И. Успенскому). Подробное описание иконы, снимок и текст надписи см. также: Успенский 1910:290-292; Успенский 1902).

Идентифицировать названного первым Ивана Владимирова с Иваном Владимировым Большим можно на том основании, что позднее он будет работать вместе с Федором Тимофеевым и Федором Козловым.

[О датировке иконы см. Козлов Федор Федоров]

Библиография:

Забелин 1850:28, 53, 56;  Викторов 1883:445; Забелин 1894. Вып. 2:117, 128; Успенский 1902/2:86; Извеков 1906:50; Успенский 1910:50–52, 291–292; Извеков 1912/2:3; Успенский 1913–1916. Т. 1:178, 179; Художники народов СССР. Т. 2. 1972:298; Силаева 1992. Кат. 3.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.

   
Смотрите auto-diagnost.ru Автосервис фольксваген в москве.Монтаж системы геотермального отопленияштурм инструментизготовление печатей и штампов в ростове на дону