Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ВТОНОМОВ ГРИГОРИЙ АГЕЕВ (уп. 1660–1711)

-

вологодский иконописец, сын и ученик Аггея Маркова Автономова, брат Гурия Агеева Автономова, отец Маркова Ивана Григорьева. (Ред.) Упоминается в Переписной книге Вологды 1711–1712 г. (ГАВО. Ф. 652. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 53об, 72, 119, 124–130) (Рыбаков 1995).

Вологодский посадский человек, иконописец третьей статьи; в 1660 г. был у стенного письма в Архангельском соборе (Стлб. № 349 168 г.).

В 1666 г. не был прислан в Москву, так как отправился из Вологды “по городам для своего промысла иконного письма” (Стлб. № 538 174 г.).

В 1670 г. был у иконописного дела в с. Коломенском (Оп. 23. № 907).

В апреле 1677 г. Григорий Агеев вместе с жалованными иконописцами был у стенного письма в церкви Нерукотворного Спасова образа, что у великого государя вверху, на сенях (Оп. 34. № 958. Л. 430) (Успенский 1910).

Согласно описанию икон Ростовского музея-заповедника, там имелась икона “Воскресение Христово” с пространной надписью, сообщающей, что в 1681 г. вологодские “зуграфы Ермолай и Яков Сергеевы и Григорий Агеев написали сию церковь иконным писанием”. Икона происходит из церкви Богоявления в Угодичах, и от всего “иконного писания” этой церкви осталось лишь это произведение (Богословский 1909).

В 1687–1687 гг. Григорий Агеев участвует в написании икон для иконостаса Софийского собора в Вологде. В начале XX в. 32 иконы этого иконостаса находились в Раменской Богоявленской церкви Грязовецкого уезда. На одной из них — праотца Гада — находилась подпись семи “вологодских изуграфов”, в том числе Григория Агеева. См. Сергеев Ермолай (Собко 1893; Евдокимов 1916).

В 1687 г. Григорий Агеев с Федором Григорьевым и Тимофеем Петровым написали для вологодской церкви Иоанна Богослова местную икону “Архангел Михаил” (Живопись вологодских земель 1976).

В 1695 г. Григорий Агеев вместе с сыном Иваном написал икону Николы, которая находилась за престолом Николаевской церкви на речке Никулинке. На иконе была надпись: “7203 (1695) июня в 5 день написася сий образ Вологодскими изуграфы Григорием Агеевым да сыном своим Иваном, а по обещанию поставил сий образ Михаил Никитин в славу Богу”. По свидетельству И. Н. Суворова, древняя живопись была почти целиком соскоблена при поновлении в 1904 г.

Сохранившиеся произведения:

1. Григорий Агеев, Тимофей Петров, Федор Григорьев. Архангел Михаил, в рост. 1687 г. ВМЗ. Инв. 5165. 166х142 см. Происходит из церкви Иоанна Богослова в Вологде. Пост. в 1930 г. Реставраторы М. и Г. Чириковы, 1906; повторная реставрация: Т. П. Рыбакова, 1970 г. (Вологодская СНРПМ).

Внизу справа подпись: “У сей местной иконы святого архангела Михаила до 1904 года была подпись, которая гласила: „В 1687 году сию икону писал Вологодский изуграф Григорий Агеев“. В 1904 г. с вышеуказанной иконы был счищен до доски древний золотой фон с летописью и воспроизведена новая позолота с расчеканкой и эмалью, изображение архангела, а равно и многие другие иконы (из верхних ярусов) прописаны заново одним невежественным иконописцем г. Вологды расчищены… Вся позднейшая нанесенная запись у икон с новейшей позолотой удалена, утраченные места в иконописи восстановлены в первоначальном стиле. Весь древний пятиярусный иконостас с иконами и золочеными резными украшениями реставрирован в Иоанно-Богословской церкви г. Вологды при священнике В. Ф. Кулакове и старосте И. В. Беляновском, под наблюдением члена Императорского Московского Археологического общества И. С. Остроухова и председателя Вологодской церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей И. Н. Суворова. Иконописцы и реставраторы братья М. и Г. Чириковы. Москва, 1906 г.” (Евдокимов 1916).

Участие в исполнении иконы Тимофея Петрова и Федора Григорьева устанавливается по сообщению И. Н. Суворова, который видел авторскую подпись до поновления иконы (письмо И. Н. Суворова в Имп. Археологическую комиссию от 29 июля 1905 г. — ЛОИА. Ф. 1. Ед. хр. 128. 1905 г.).

Чириковы прописали ризы, крылья, облака. В 1970 г. прописи сняты, но фон с надписью “Образ Архангела Михаила”, а также позем (кроме облака), заново подведенные Чириковыми, оставлены (Рыбаков 1995).

2. Ермолай и Яков Сергеевы, Григорий Агеев, Федор Григорьев, Семен Карпов, Петр Савельев, Тимофей Петров. “Тайная вечеря”. 1687 г. ВМЗ. Инв. 18135. 106х100 см. Из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Вологде. Пост. из Богоявленской Раменской церкви в 1974 г. Реставратор Т. П. Рыбакова, 1976 (Вологодская СНРПМ). См. Сергеев Ермолай.

Иллюстрации:

Архангел Михаил, в рост. 1687 г. ВМЗ. 166х142 см.

Библиография:

Забелин 1850:34–35, 120; Ровинский 1856:127; Собко 1893:33; Богословский 1909:81–86; Успенский 1910:5 (Агеев); Лукомский Г. К. Вологда в ея старине. СПб., 1914:195; Евдокимов И. Вологодский иконник Григорий Агеев // Временник. Издание Северного кружка любителей изящных искусств. Вологда, 1916. Вып. 1:6–18; Григоров Д. А. “Временник” (рецензия) // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 4. Вологда, 1917:111–112, со ссылкой на Вологодские ЕВ за 1906 г., где помещен “Отчет о состоянии и деятельности Вологодского Православного Братства за 20й год его существования” (и отд. брошюрой: Вологда, 1906); Евдокимов 1921:77–80, 225, ил. на с. 81; Живопись вологодских земель 1976. Ил. 50:60–62; Рыбаков 1980. Табл. 127; Брюсова 1984:139; Рыбаков 1995. Ил. 93–95.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.