Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НАНЬИН ИСАЙЯ (уп. 1667–1683)

-

в 1667–1669 гг. написал в главный храм Столбенского Нилова монастыря взамен сгоревших в его храмах 27 августа 1665 г. иконы: праздников, апостолов, пророков, праотцев и южную дверь иконостаса, всего 70 икон. Получил за работу 60 руб. (Приходо-расходная книга монастыря под 27 февраля 1670 г. — Успенский 1886; Собко 1893).

Кормовой иконописец первой статьи. В 1671 г. на него бил челом государю “Соловецкого монастыря Московские службы строитель чернец Иринарх Тарбеев”: “Жалоба, государь, мне… на иконописца Оружейной палаты на Исаию Ананьина. В 179 году порядился он написати мне местную икону Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев с их чудотворными чудесы, а чудес было ему на тех иконах писать самому своей рукою и добрым письмо 26 мест на срок на Благовещение Пресвятыя Богородицы… 179 году. И задатку Исаия… взял за то мастерство 4 р. 4 гривны… И он Исай той иконы… не написал и по се время не пишет, со дни на день переманивая”. Ананьина заставили икону написать (Стлб. № 327 180 г.) (Успенский 1910).

В 1674 г. написал 13 икон для иконостаса правого придела собора Нило-Столбенской пустыни и икону “Богоявление” для местного ряда главного храма, за все получил 23 руб. с четвертью (Приходо-расходная книга монастыря под 12 июля 1674 г. — Успенский 1886).

В августе 1675 г. был у стенного письма в третьей палате царских хором (Стлб. № 443 183 г.) (Успенский 1910).

С 8 февраля по 30 марта 1678 г. в составе большой группы иконописцев иллюминировал Большое евангелие для дворцовой церкви Спаса Нерукотоврного. . Получал 15 копеек поденного корма. ( РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 43) (Беляков 2001).

 

В 1678 г. расписывал вновь вместе с жалованными иконописцами Иваном Салтановым и Иваном Безминым, восемью кормовыми и несколькими простыми иконописцами стены церкви преподобномученицы Евдокии, что на Верху, в Московском Кремле (Собко 1893). В том же году писал иконы (в кругах) праотцев в эту же церковь (Стлб. 186 г. № 8); с иконописцами Сергеем Рожковым и другими написал икону “стихиры Евангельския” (Оп. 34. № 969. Л. 363об); в Евдокиинскую же церковь писал деисус и праздники (Там же. Л. 536).

В 1679 г. писал стенопись в церкви “Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху” (Оп. 32. Стлб. № 1817 188 г.) и “по полотну писал херувимов в церковь Иоанна Белоградского, что у великого государя в  Верху” (Оп. 34. № 962. Л. 464об).

В 1680 г. он был у стенного письма “над западными дверьми” в московском Успенском соборе (Стлб. 188 г. № 544, 1124 и 1125) (Успенский 1910).

В том же году написал по полотну херувимов для Верхоспасского собора (Извеков 1912/3:38).

В 1683 г. написал иконы для каменного Богоявленского собора Ниловой пустыни. (Жизневский 1874).  В частности, им написаны иконы для местного ряда иконостаса Богоявленского собора: “Что тя наречем”, “Никола”, “Нил Столбенский”, “Вселенские святители”, “Московские святители”. За работу уплачено 25 руб. Первые три иконы еще в 1886 г. находились в монастыре (Приходо-расходная книга монастыря под 1 января 1674 г. — Успенский 1886).

В начале XX века из икон Исайи Ананьина сохранялись на месте: “Никола”, “Богоматерь Скорбящая”, “Нил Столбенский”. Все они имели полуциркульный верх, размер 2 арш. 6 вер. х 1 арш. 4 вер., серебряные чеканные ризы с надписями, содержащими даты -  1739, 1754 и 1759 гг. (ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. Хр. 283. Опись Ниловой пустыни. Л. 16-17.) (С.И.А.).

Библиография:

Жизневский А. К. Тверские древности // Вестник Общества древнерусского искусства. 1874-1876. № 1–3. Смесь:13; Рачинский А. В. Нилова пустынь. М., 1876:8 (См. также: ЧОИДР. 1875. Кн. 3. Отд. 2); Викторов 1883:447; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столбенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда. Изд. 3. Тверь, 1886:34, примеч. 1; Собко 1893:144; Успенский 1910:7; Извеков 1912/3:38.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.