Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

КИНДИНОВ ИВАН (ОНКУДИНОВ, АНКУДИНОВ, АНКИДИНОВ) (уп. 1660–1683)

-

иконописец вологодского архиепископа, затем московский кормовой иконописец.

В Словаре А.И.Успенского указано два иконописца с этим именем. Один из них – иконописец вологодского архиепископа, впервые упоминается в 1660 г. (Успенский 1910:191). Предполагается, что это сын Акиндина, дьякона вологодского Софийского собора. Еще раз он упоминается в 1664 г. среди вологодских иконописцев, желающих получить землю для строительства своего двора в Москве (Стлб. № 538 172 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 3:281).

Другой Иван Акиндинов - кормовой иконописец, дьячок и сын дьякона Георгиевского девичьего монастыря в Москве на Дмитровке; в конце 1664 г. на дворе боярина Никиты Ивановича Романова писал иконы “наскоро вдень и вночь”. Он же в 1666 г. не мог быть “сыскан” к стенному письму в Архангельском соборе (Оп. 23. № 900) (Успенский 1910:12).

Кормовой иконописец Иван Анкундинов с  1 августа 1677 г. по 30 марта 1678 г. в составе большой группы иконописцев принимал участие в иллюстрировании напрестольного Большого евангелия для собора Спаса Нерукотворного в Московском Кремле. В документах его называют и московским иконописцем и волгжанином (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 8) (Беляков 2001).

Последний раз Иван Акиндинов упоминается в 1683 году, когда иконописец Кольского острога Иван Дмитриев, находясь в Москве,  в челобитной жалуется, что иконописец из Вологды Иван Анкидинов не отдает взятых у него 216 руб. денег и иконы “Происхождение честного креста” (РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1972. Л. 1). 

Из приведенных фактов можно сделать вывод, что во всех случаях речь идет об одном и том же иконописце, который переехал в Москву из Вологды вместе со своим отцом.

Библиография:

Забелин 1850:35, 71(Онкудинов), 55 (Анкидинов); Ровинский 1856:130, 168 (Онкудинов); Собко 1893:185 (Анкудинов, Онкудинов); Успенский 1910:12 (Анкидинов или Онкундинов), 1910:191 (Онкудинов); Успенский 1913–1916. Т. 3:281.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.